Депутат Клишевич: «Любая война – пусть даже война с вирусом – это не эмоции и надрыв в интернете, а борьба систем и управления»

Депутат Клишевич: «Любая война – пусть даже война с вирусом – это не эмоции и надрыв в интернете, а борьба систем и управления»

Пандемия лжи

Мы продолжаем публиковать рассуждения и наблюдения депутата Сергея Клишевича. Его материалы касаются актуальных тем, которые затрагивают граждане во время депутатских приемов, а также вопросов, освещаемых на общественных мероприятиях, в которых принимает участие парламентарий. В этот раз депутат разбирается в причинах и механизмах нагнетания паники.
Это в Италии хлопают врачам на балконах. Отдельные наши граждане, изнывая то ли от страха, то ли от безделья, поливают белорусское здравоохранение грязью в интернете. К сожалению, при некоторых заболеваниях маска уже не помогает — нужен намордник.

Наибольший резонанс в альтернативном информационном болотце вызывали слова Президента о мероприятиях к 9 Мая. Традиционное неприятие Победы, СССР и советских праздников в националистических СМИ наложилось на истерику вокруг медицины. На мой взгляд, наиболее отвратительными были комментарии на крупном белорусском портале. Новость про праздничные мероприятия собрала 125 тысяч просмотров, около 2 тысяч комментариев, а топовым стало высказывание «Пыль — ваша работа, пыль — ваши парады. Никому не нужные», которое гордо висит под статьей как гимн местечкового нигилизма.

Если бы завтра пришлось воевать, как в 1941 году, эта армия комментаторов разбежалась бы по хаткам и «самоизолировалась».

КОЛЛАЖ АННЫ ВЯЖЕВИЧ.

Откуда берется хайп

Во всем мире политическая журналистика сейчас работает на холостом ходу, перемалывая новости о коронавирусе. Наши оппозиционные СМИ тоже не спят и пытаются повышать собственный статус, рассказывая о том, что доверие к власти зависит от того, как власть с этими самыми СМИ делится информацией. Переводя на простой язык, им нужно больше громких новостей про вирус и больше истерики — вот тогда доверие якобы взлетит до небес.

Однако опыт перестройки и 1990-х годов с бесконтрольным разгулом СМИ показал, что они не могут решать социальные проблемы, а могут только их бесконечно усугублять и политизировать, стравливая население. Сегодня, например, оппозиционные сайты пытаются противопоставить фанатов карантина всем остальным, называя людей чуть ли не идиотами, которые ничего не видят и не понимают.

Между тем передовой Евросоюз в это самое время почему-то начал бороться с фейками о коронавирусе. Но когда аналогичных действий требует наш Президент, грантовые СМИ начинают выть о свободе слова. Как же так?

Вероятно, Запад придет к тому, что ужесточит регулирование собственных средств информации. Потому что одно дело — проращивать свободу слова в сопредельных государствах, подкидывая дружеским сайтам валюту через посольства, и совсем другое — в собственной стране в условиях эпидемии получить панику, развал экономики и финансового сектора из-за неадекватной работы информационной сферы. А ведь в условиях любой блокады, войны, эпидемии, иной чрезвычайной ситуации такие СМИ будут «добровольными помощниками» противника. И здесь мы снова возвращаемся к вопросу об информационной безопасности. Белорусское государство и здесь сыграло на опережение, усилив данную сферу заранее.

Если война не завтра

Любая война — пусть даже война с вирусом — это не эмоции и надрыв в интернете, а борьба систем и управления. Побеждает тот, кто лучше организован, более дисциплинирован и трезво оценивает свои, в том числе экономические, возможности. Нас же пытаются убедить, что крики и психоз кому-то чем-то помогут. Но, увы, пока видно только отвратительное отношение оппозиционных СМИ к врачам. Если специалист дал спокойный взвешенный комментарий, значит, он дурак, плохой врач, дайте нам другого.

При этом комментаторы обычно ноют, что если именно сейчас все хорошо, то через месяц обязательно будет плохо. Или через два. Или три. А там, глядишь, повторная вспышка, и вот тогда уж точно! Думаю, мы действительно увидим еще много интересного, причем в самое ближайшее время.

В кризис разваливаются все искусственно созданные конструкции, в первую очередь либеральное «гражданское общество», состоящее из организаций с внешним финансированием. Спонсорам сейчас, мягко говоря, не до них. Более того, чем тяжелее будет мировая обстановка, тем слабее будет наша оппозиция, хотя сами они почему-то считают наоборот. Для всех прочих хочу провести аналогии с блокадным Ленинградом.

Тогда город стоял, потому что действовала власть. Даже в условиях блокады было критически важно поддерживать максимально нормальную жизнь, чтобы работали предприятия и школы, государственные учреждения. Факт: те, кто закрывался дома, умирали чаще и быстрее тех, кто находился в коллективах, — так работает коллективная психология. Между тем немцы рассчитывали, что город вымрет не от голода, а от эпидемий. Но эпидемии в Ленинграде так и не случилось, несмотря на отсутствие питьевой воды, канализации, отопления, электричества, лекарств, продуктов. Значит, дело не только в карантине, изоляции и нытье? Важны и другие факторы.

Социальная инерция резких остановок общественной жизни очень велика: это и пьянство, и рост бытовой преступности, и, конечно, огромные убытки для экономики. Наконец, это просто несправедливо: одни будут работать, чтобы другие сидели дома в тепле и ныли в интернете про плохую власть. Президент по этому поводу высказался четко: «На карантин посадим, когда будет нужно».

Вирус и Победа

В далекие военные годы бактериологическое оружие еще не изобрели, хотя отдельные государства вели разработки в данном направлении. В случае применения современных бактериологических аналогов любой горячий локальный конфликт, которыми сейчас изобилует мир, рискует стать глобальной проблемой. Пока вроде бы этот джинн еще не вырвался из бутылки.

Сила белорусского государства не в том, чтобы переливать воду в СМИ (это хорошо умеют все наши соседи), а в том, чтобы продемонстрировать преимущество социальной системы в конкретной стране. После «психического» катка, который сейчас прошелся по Европе, обязательно наступит период подведения итогов и оценки последствий.

А вот парад в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне можно проводить и в масках, и даже с наркомовскими 50 граммами, о которых в шутку говорил Президент. С этим же перекликается и ироничная фраза Александра Лукашенко по поводу вируса: «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях».

Кризисные ситуации должны сплачивать общество. Но по факту мы видим ситуацию, когда оппозиционные СМИ жонглируют повесткой, переобуваясь в прыжке. Какие бы меры ни предпринимало государство, они будут восприняты либо как недостаточные, либо как избыточные, либо как дорогие для «налогоплательщиков». Стоит ли в таком случае на них оглядываться и прогибаться? Паника способна уничтожить, полностью деморализовать государство. А лекарство от болезни не должно вредить больше, чем сама болезнь.

Почему память о Великой Победе важна именно сейчас

Поскольку 75-летие Победы никто не отменял, никуда не исчезнет и нытье в оппозиционных СМИ по случаю 9 Мая. Тем не менее в отношении войны либеральная пропаганда имеет определенный потолок, который заключается в переходе на личности. Это когда лично вам пытаются объяснить, что ваш прадед-фронтовик — преступник и убийца, который воевал на стороне преступного государства, что вызывает, мягко говоря, отторжение. Акция «Беларусь помнит» в этом плане ценна тем, что демонстрирует множество личных примеров героизма и связи поколений.

Но сейчас с войной больше перекликается тема паникерства и предательства. Напомню, что каждый День Победы оппозиционные историки пытаются представить дело так, будто белорусское население пряталось по хатам, избегая большевистских провокаторов-партизан и нацистских карателей-эсэсовцев, а доски памяти на улицах современных белорусских городов — просто большевистская фальсификация истории. Война была эдаким стихийным бедствием, которое белорусы пытались переждать «в самоизоляции», временем, когда большевики сражались с нацистами, а белорусы были ни за тех, ни за этих. Разумеется, цифры тогда тоже были совсем не «коронавирусные».

Например, к середине августа 1941-го в минском лагере находилось около 100 тысяч военных и 40 тысяч гражданских заключенных. За первые 12 дней содержания 10 тысяч расстреляли, а еще около 2 тысяч погибли из-за жары, голода, эпидемий. Впоследствии гитлеровцы производили «рутинные казни»: расстреливали каких-то 200 человек в день. В конце года в лагере вспыхнула эпидемия тифа, она убила еще 25 тысяч. Ежедневно в зимний период из бараков вывозили по 100 — 150 трупов.

Масштаб тех и нынешних трагедий просто несопоставим. Однако белорусский интернет готов лицемерно лить слезы по каждой новой жертве коронавируса и так же лицемерно отвергать военную память, потому что «на парад жалко денег».

На это хочется ответить следующее. Каждый День Победы — это повод вспомнить, что война не выигрывается эмоциональным порывом или тем более массовой истерикой и психозом. Война, пусть даже с вирусом, — это ежедневный упорный труд в тылу и не менее тяжелая «работа» на фронте, которую организовывают не отдельные люди, а вся система государственного управления. Нужно просто не мешать этим людям делать свою работу.

Я считаю, что именно сейчас к каждому должно прийти понимание, почему нужно работать на свое государство, на его экономику и на сохранение социально ориентированной модели, которую либеральная публика в мирное время пинает ногами. К сожалению, везде, от США до Европы, рыночная медицина оказалась неспособна быть эффективным инструментом защиты населения в случае эпидемии или войны. Наши же медики еще с советского времени готовились к решению именно таких задач, и сейчас они действительно оказались «на фронте». Так что не нужно стрелять им в спину.

Сергей КЛИШЕВИЧ, депутат Палаты представителей Национального собрания.

Источник "СБ Беларусь сегодня"

Опубликовано:
Просмотров:
461