Региональные СМИ в эпоху перемен: как научиться жить в «цифре»?

Региональные СМИ в эпоху перемен: как научиться жить в «цифре»?

Печатные СМИ Республики Беларусь сегодня стремятся найти свое место в быстро меняющемся мире. Наступил век «цифры». Для всех участников медиарынка совершенно очевидно, что медиаиндустрия заметно и масштабно трансформируется. Эти тенденции отчетливо видны не только на республиканском уровне, но и на локальном.

В стране насчитывается 136 государственных региональных газет. Прошло уже около 10 лет с тех пор, как у них появились сайты. Каждое районное СМИ не первый год представлено в соцсетях.

Как же влияют цифровые технологии на районные СМИ? Способны ли государственные медиа сформировать вокруг себя лояльное сообщество? С какими проблемами сталкиваются журналисты в digital-пространстве?

По инициативе Министерства информации в 2018–2019 гг. факультет журналистики БГУ проводит масштабный научно-исследовательский проект. Перед учеными ведущего вуза страны поставлена прагматичная задача – разработать стратегию присутствия региональных СМИ в цифровой среде.

Скорость и динамика перемен заставляет нас не только анализировать происходящее, но и думать о будущем. Важно знать, какие изменения нужны в дистрибуции контента, в организации редакции, в оценке эффективности работы журналистов. Надо уже сейчас задумываться о новых моделях монетизации, мультимедийных форматах, подготовке и повышении квалификации кадров.

При помощи специалистов индустрии – главных редакторов, их заместителей, медиаменеджеров, экспертов – мы пытаемся найти ответы на вопросы, стоящие перед региональными СМИ в цифровом мире.

Во-первых, в апреле – сентябре 2018 года мы провели анкетирование руководителей региональных медиа во всех областях страны. Была составлена анкета, содержащая 34 вопроса. Её предлагалось заполнить участникам семинаров «Региональные издания в современном медиапространстве». Заполненные анкеты сдали 85 человек.

Во-вторых, в феврале – марте 2019-го нами было проведено 56 пилотажных экспертных интервью с руководителями региональных СМИ, которые в Минске проходили повышение квалификации по программам «Универсальные компетенции главного редактора» и «Совершенствование профессиональных компетенций редакторов», а также в ходе личных бесед с представителями медиаиндустрии.

Представляем некоторые результаты этого исследования.

Больше чем сайт

По мнению опрошенных нами белорусских медиаэкспертов, работа редакции в цифровой среде радикально трансформировалась. Мы задали респондентам вопрос, влияют ли новые технологии на журналистскую профессию. Большинство участников опроса (50,6 %) сошлись во мнении, что труд журналиста в редакции изменился кардинально, 48,2 % посчитали, что новые технологии лишь отчасти влияют на журналистику. Только один главный редактор отметил, что в основном процесс создания публикаций остался прежним.

Для успешной работы в цифровой среде многим редакциям региональных СМИ пришлось перестроить свою структуру, модернизировать дизайн сайтов, изменить систему планирования, организацию рабочего времени, разработать новую систему материального стимулирования сотрудников. Как показало наше исследование, сегодня многие региональные СМИ превратились в самостоятельные мультимедийные ресурсы со значительной долей контента, который создается специально для сайтов и соцсетей. Причем эта работа ведется непрерывно – 24 часа в сутки семь дней в неделю.

«В последние два года нам пришлось достаточно плотно заняться работой в интернете, – делится опытом главный редактор газеты «Драгiчынскi веснiк» Геннадий Деюн. – Причиной тому стала конкуренция со стороны частных медиаресурсов. Речь идет не только о сайтах, но и о сообществах в соцсетях. В течение 2018 года аудитория нашего сайта drogichin.by увеличилась с 350 до 1200 уникальных посетителей в сутки. Сегодня на 70–80 % интернет-версия дублирует печатную. Мы стараемся от этого уходить. На сайте работаем в новостном режиме. А крупные журналистские формы остаются для газеты.
Проблема в том, что, развивая сайт, мы создаем внутреннюю конкуренцию между печатной версией и «цифрой». Мы понимаем, что за интернет-версией будущее. Активно работаем и в соцсетях. Договорились о партнерстве с крупнейшим сообществом города «Наш Дрогичин». Они размещают наши новости на своей странице «ВКонтакте». Но не стоит забывать о том, что сегодня газета – это основной источник нашего финансового благополучия».

«Коллеги говорят, что, размещая много материалов на сайте, мы рискуем остаться без подписного тиража. В нашем регионе такой тенденции нет, – не соглашается редактор газеты «Шлях перамогi» (г. Вилейка) Сергей Гончар. – Сайт у нас живет своей жизнью, газета – своей. Медиарынок города очень насыщен. Есть два негосударственных региональных портала, а также четыре крупных сообщества в соцсетях. В среднем аудитория нашего сайта составляет более 1300 уникальных посетителей в сутки. Это один из самых высоких показателей среди региональных СМИ Минской области.

По статистике, основная доля переходов на сайт peramoga.by – из «Одноклассников». Там сформировалась наиболее лояльная аудитория. Стараемся оперативно размещать на сайте информацию о различных происшествиях. Налажены контакты с милицией, МЧС. В этом плане мы опережаем другие городские ресурсы. В редакции сайтом занимается отдельный человек, который также отвечает за соцсети. В целом не ошибусь, если скажу, что в сознании многих жителей Вилейки газета и сайт – это разные вещи».

«Сайт мы расцениваем не как придаток к газете, а как самостоятельную площадку, – подчеркивает главный редактор газеты «Браслаўская звязда» (г. Браслав) Вячеслав Колодынский. – Опасались, что рухнет тираж. Этого не произошло. Аудитории разные. Сайт ведет отдельный человек – редактор интернет-ресурса. Он же занимается соцсетями. Но материалы на сайте обычно размещаем после того, как они опубликованы в газете. Если срочная новость, сразу выставляем ее на сайт».

Информация подготовлена по материалам РУП "Дом прессы".


Опубликовано:
Просмотров:
253
Поделиться в соц.сетях