Валерий Радуцкий — о любви к прямым эфирам, международном вещании и работе в «Белорусском времечке»

Валерий Радуцкий — о любви к прямым эфирам, международном вещании и работе в «Белорусском времечке»

Валерий Радуцкий един в двух лицах: радийщик со стажем (то, что он был первым ведущим суперпопулярного «Радиофакта», говорит само за себя) и телевизионщик с огромным опытом. И сложно сказать, в какой ипостаси он больше известен. Каждый выбирает для себя, слушать его на Первом национальном, включать международное радио «Беларусь» или усаживаться у телевизора, когда на «Беларусь 1» идет знаменитое «Белорусское времечко». Моего собеседника разнообразие занятий и интересов не только не смущает, но и радует. А вот что подкупает и слушателей, и зрителей, так это его мягкая интеллигентность, чувство юмора и неравнодушие.

— Валерий Александрович, фортепиано в кабинете — дань музыкальному образованию или оно вам перешло по наследству?

— Этот инструмент живет на Белорусском радио уже много лет. А сам я гитарист и по всем предпосылкам должен был когда‑то пойти работать в ансамбль «Песняры» к Владимиру Мулявину, но радио пересилило. Хотя до сих пор у меня дома не меньше двух‑трех гитар, с Владимиром Георгиевичем мы много лет были в теплых отношениях и я до сих пор в дружбе с участниками тех, старых «Песняров».

— Вы пришли на Белорусское радио…

— …в 1983 году. По характеру я новостник, работал директором информационной службы радио. Хотя был период, когда я уходил на только‑только создававшийся тогда телеканал СТВ также в качестве директора информационной службы. Три года спустя вернулся в Белтелерадиокомпанию директором международного телеканала «Беларусь 24», который тоже поднимали с нуля, заключали договоры со всем миром. Наладилась работа на телеканале — снова вернулся на Белорусское радио в дирекцию подготовки радиопрограмм, а полтора года назад возглавил «Радио «Беларусь». Международное вещание — дело знакомое. Единственное новое для меня — девять языков, на которых мы выходим в эфир. И я все время думал: как же контролировать, что звучит на арабском и китайском? Но тем не менее работают у нас и китайцы, и арабы — носители языка. Готовят новости о происходящем в Беларуси, рассказывают об успехах нашей страны, нашей дружбе с арабскими регионами, Китаем. У нас заключен договор с ведущим китайским информационным агентством Синьхуа, мы обмениваемся новостями. В Китай очень сложно войти сторонним информационным ресурсам, я это ощутил, еще работая на «Беларусь 24». Тем не менее в социальную сеть WeChat мы все‑таки вошли, даже есть специальное приложение «Радио «Беларусь» для Китая. Думаю, это стало возможным и благодаря поддержке агентства Синьхуа, и благодаря хорошим отношениям руководителей наших государств. Мы получаем ответную реакцию пользователей: в Китае нас слушают и смотрят (потому что сейчас радио можно еще и смотреть), и чем лучше отношения между странами, тем больше слушателей интересуется Беларусью. Поэтому в перспективах у канала — расширение китайского вещания.

— В августе мы столкнулись с информационной блокадой, когда было практически невозможно донести свою точку даже до зарубежных коллег‑журналистов. Помню, люди, сидя за границей, мне доказывали: «Нет, у вас все не так, как ты говоришь, мы лучше знаем!» Как в этой ситуации действовало «Радио «Беларусь»?

— Вы знаете, как таковых сложностей у нас не было. Мы работали с государственными информационными ресурсами, доносили нашу точку зрения до зарубежных слушателей и видели, что им интересна позиция именно «Радио «Беларусь» как госресурса: что думаем мы о происходящем? У нас звучали выступления Президента, комментарии политологов, выступали журналисты. А рассказывать нам из‑за рубежа, что у нас «все на самом деле не так»…

Посмотрите, что происходит в западных странах, какие беспорядки на улицах, как жестоко они подавляются. А ведь в зарубежных СМИ этой темы практически нет, там предпочитают обсуждать, что творится у нас или в России. Политика двойных стандартов.

При этом, что любопытно, очень большой интерес сейчас к «Радио «Беларусь» со стороны Западной Европы, у нас заключен договор с передающим центром в Ойскирхене, Германия. Через него мы вещаем на немецком, английском, французском, испанском языках на западноевропейские страны с потенциальной аудиторией около 300 миллионов человек. Недавно от немецкой стороны поступило предложение перезаключить договор и расширить вещание в том числе на Великобританию. Так что пока политики говорят о санкциях, вещание идет. Причем идет на коротких и ультракоротких волнах: в Европе уже пережили цифровой бум и засилье телефонов и предпочитают сейчас обычные радиоприемники.

— На Всебелорусском народном собрании многие делегаты говорили об информационной безопасности. Это тема, которая всех нас волнует, поскольку мы стоим, по сути, перед гибридной войной…

— Она уже идет, эта война. Поколение молодых людей ушло в социальные сети и гаджеты, телеграм‑каналы, в которых совершенно безнаказанно можно говорить и выдумывать все что угодно. Как с ними бороться — отключением? Ну как на днях высказался Путин по поводу происходящего в России: если будет такая необходимость, то надо отключать. Другого пути, наверное, не дано. В этом смысле в Китае, взяв под контроль интернет, поступили мудро и, как показала практика, правильно. Но с другой стороны, надо и молодежь свою воспитывать. Благо у нас она на самом деле неплохая.

— Не так давно вы вернулись в программу «Белорусское времечко» на «Беларусь 1». Насколько я помню, с этим проектом у вас тоже давняя история отношений?

— По‑моему, в 2014 году меня туда пригласили, и несколько лет я проработал. И сейчас, когда некоторые сотрудники государственных телеканалов, выражаясь деликатно, побежали в обувной магазин, с удовольствием вернулся в программу. Потому что, если говорить образно, я как в свое время надел вьетнамки, так в них и иду. Во «Времечке» сейчас очень хорошая обстановка, сложился прекрасный коллектив. Кроме того, адреналин прямого эфира! И вы не представляете, сколько людей обращается в программу с просьбами помочь. Это говорит о том, что нам доверяют и знают: помочь мы действительно можем.

— Это также одна из тем, которую активно обсуждали в кулуарах ВНС: пора изживать формальные, бюрократические подходы, иначе мы рискуем растерять то воодушевление, которое сейчас есть в обществе. Говорить: «Мы победили» и по этому поводу почивать на лаврах, на мой взгляд, преждевременно…

— Наша победа в том, что прошло такое собрание и мы увидели: народ смотрит, в общем‑то, в одну сторону, мы едины. Не было такого, чтобы кто‑то, как раньше, выходил на трибуну и зачитывал отчет. Люди конкретно говорили о том, чего они хотят, чего ждут. Но вся работа у нас еще впереди.

Заметьте, всех волнует, как страна станет жить дальше, как будут жить наши дети и внуки. Нам надо консолидироваться и развиваться в эволюционном ключе, без потрясений. Поэтому меньше формализма, нужно просто честно выполнять свою работу.

Информация подготовлена по материалам СБ «Беларусь сегодня».


Опубликовано:
Просмотров:
1 151