Деятельность

Информация о субъектах хозяйствования, осуществляющих распространение книжной и иной печатной продукции

По состоянию на 01.01.2024 в Государственном реестре издателей, изготовителей и распространителей печатных изданий в качестве распространителей зарегистрировано 2 138 субъектов хозяйствования, 72 из них зарегистрировано в 2023 г.

Среди зарегистрированных: 157 (7,3% от общего числа) – предприятия государственной формы собственности; 1 981 (92,7% от общего числа) – организации негосударственной формы собственности. Из указанных 2 138 субъектов 1 129 – юридические лица, 1 009 – индивидуальные предприниматели (52,8% и 47,2% от общего числа соответственно).

Исходя из территориальной принадлежности указанных субъектов, 947 находятся в г.Минске (44,3% от общего числа зарегистрированных в Реестре), 1 191 субъекта (55,7%), осуществляют деятельность по распространению книжной и иной печатной продукции в областях:

Динамика регистрируемых в Государственном реестре в период
с 2013-2016 гг. показывала увеличение числа распространителй из регионов, начиная с 2017 года наблюдается более актитвное вхождение  на книжный рынок республики столичных предпринимателей.

В регионах подавляющее число распространителей – индивидуальные предприниматели, имеющие небольшие по размерам  торговые объекты – места на рынках, павильоны, киоски, роллеты, палатки, лотки, имеющиеся магазины чаще всего небольшого размера, где реализация книги используется с целью расширения ассортиментного перечня с целью привлечения дополнительных покупателей.

Столичные распространители для реализации печатной продукции чаще применяют магазинный формат торговли.

В настоящее время 164 распространителя печатных изданий
(7,7 % от общего числа) реализуют книжную и иную печатную продукцию, используя глобальную компьютерную сеть Интернет.

Среди наиболее крупных распространителей, имеющих собственную розничную сеть, следует отметить ОАО «Белкнига», организации «Союзпечать», торговые структуры потребкооперации, сеть книжных магазинов «OZ».

ОАО «Белкнига»

В настоящее время торговая сеть насчитывает 89 торговых объектов – 82 магазина, 4 павильона, 3 киоска.

Из общего количества указанных торговых объектов 53 расположены в г. Минске и пяти областных центрах, 36 – в районных городах и поселках городского типа.

Важнейшим направлением деятельности ОАО «Белкнига» является реализация задач государственной информационной политики в части формирования национального книжного рынка в строгом соответствии с законодательством, общественно-политическими приоритетами, традиционными ценностями белорусского народа.

Предприятие проводит последовательную работу по реализации продукции государственных издательств, в том числе социально значимой литературы (далее – СЗЛ).

Ведется постоянная работа по активизации реализации бумажно-беловой продукции организаций Мининформа.

Все более востребованным становится интернет-магазин ОАО «Белкнига». С целью повышения конкурентоспособности книг, реализуемых посредством интернет-торговли, действует скидка в размере 10% к сформированной розничной цене.

Особое внимание уделяется продвижению книжной продукции государственных издательств в социальных сетях. Для этого создается рекламный контент, используются современные инструменты продвижения. С учетом специфики аудитории разных каналов (сайт, Инстаграм, Телеграм) регулярно публикуется информация об акциях и мероприятиях, проводимых ОАО «Белкнига».

РУП «Белсоюзпечать»

По состоянию на 01.01.2024 торговая сеть насчитывает 808 торговых объектов, в число которых входит 261 павильон, 28 магазинов, 462 киоска, а также 57 торговых объектов, расположенных в административных зданиях.

В 2023 году торговая сеть предприятия пополнилась 28 многофункциональными нестационарными торговыми объектами как в г.Минске, так и в областных филиалах предприятия (3 – г.Минск, 4 – Минская область, 11 – г.Могилев, 1 – г.Брест, 6 – г.Гомель, 3 – г.Витебск).

Во всех объектах предприятия широко представлен ассортимент бумажно-беловой продукции, товаров с государственной символикой, а также периодических изданий и книжной продукции ведущих редакций и  издательств Республики Беларусь.

В 2023 году предприятие сместило акцент с маркетинговой стратегии на рекламную деятельность, за счет установки дополнительных рекламных конструкций (в том числе мультимедийных). В 2023 году приобретены и установлены 10 видеомониторов (Минск – 6 шт. Брест – 2 шт., Витебск – 2 шт.) и 12 лайтпостеров (Минск – 10 шт., Брест – 2 шт.).