Деятельность

Информация о субъектах хозяйствования, осуществляющих распространение книжной и иной печатной продукции

По состоянию на 01.01.2023 в Государственном реестре издателей, изготовителей и распространителей печатных изданий в качестве распространителей зарегистрировано 2 066 субъектов хозяйствования, из них 47 – в 2022 году. В отношении 303 субъектов хозяйствования действие свидетельства о государственной регистрации в качестве издателя печатных изданий было прекращено, в т. ч. в отношении 151 – в 2022 году.

Справочно.

Среди зарегистрированных 154 (7,5% от общего числа) – предприятия государственной формы собственности; 1 912 субъектов (92,5% от общего числа) — организации негосударственной формы собственности. Из указанных 2 066 субъектов 1 087 – юридические лица, 979 – индивидуальные предприниматели (52,6% и 47,4% от общего числа соответственно).

Исходя из территориальной принадлежности указанных субъектов 915 находятся в г. Минске (44,3% от общего числа зарегистрированных в Реестре), 1 151 субъект (55,7%) осуществляет деятельность по распространению книжной и иной печатной продукции в областях.

Подавляющее число «региональных» распространителей расположено в районных центрах и представлено в большей степени индивидуальными предпринимателями, реализующими печатные издания в торговых местах на рынках, в павильонах, киосках, торговых объектах формата небольшого магазина.

Крупнейшие распространители, имеющие собственную розничную сеть, – ОАО «Белкнига», организации «Союзпечать», сеть книжных магазинов «OZ», торговые структуры потребкооперации. Отдельный блок распространителей представляют крупные торговые сети («Евроопт», «Корона», «Соседи», «Санта», «Алми», «Веста», «ФиксПрайс», «ТРИцены»), в ассортименте которых печатные издания (художественные, детские, открытки, календари) реализуются как сопутствующий товар.

В настоящее время 160 распространителей печатных изданий (7,7% от общего числа) реализуют книжную и иную печатную продукцию, используя глобальную компьютерную сеть Интернет.

ОАО «Белкнига»

На 01.01.2023 торговая сеть ОАО «Белкнига» насчитывала 94 объекта, в том числе: 86 магазинов, 3 киоска, 4 павильона, 1 объект общепита («Літаратурная кавярня» в магазине «Дом книги «Светоч», г. Минск).

Из общего количества указанных торговых объектов 57 расположены в г. Минске и пяти областных центрах, 37 – в районных городах и поселках городского типа.

2022 году достигнут рост по количеству реализованных наименований книг государственных издательств: по общей номенклатуре (количество наименований) – 100,8%, по СЗЛ – 104,7%. Поэкземплярно за отчетный период рост составил 123,4%, по СЗЛ – 141,5%. Суммарный прирост составил по всей реализованной продукции 137,0%, в том числе по СЗЛ – 147,4%.

На предприятии ведется постоянная работа по увеличению реализации бумажно-беловой продукции организации Мининформа ОАО «Полиграфкомбинат имени Я. Коласа». За 2022 год реализация данной продукции составила 133% к уровню 2021 года.

ОАО «Белкнига» использует интернет-канал в качестве одного из перспективных направлений сбытовой политики. Также для работы интернет-магазина используется CRM система – система управления заказами и коммуникациями с клиентами.

ОАО «Белкнига» работает в социальных сетях: Инстаграм, Телеграм, ВКонтакте, Фэйсбук, где публикуется рекламный контент, информация о проводимых акциях, презентациях книг и творческих вечерах с авторами, проводимых обществом.

Постоянно пополняется новыми записями мобильное приложение «Чытанка» (аудиокниги Беларуси), созданное по инициативе Министерства информации. В настоящее время у пользователей приложения есть доступ к более чем 100 аудиокнигам, среди которых произведения как классиков белорусской литературы, так и современных авторов.

РУП «Белсоюзпечать»

По состоянию на 01.01.2023 торговое республиканское унитарное предприятие «Белсоюзпечать» состоит из 873 торговых объектов, в том числе – 253 павильона, 31 магазин, 530 киосков, а также 59 торговых объектов, расположенных в административных зданиях.

Все торговые объекты РУП «Белсоюзпечать» (с учетом областных филиалов) автоматизированы аналитической системой Qlick, позволяющей в режиме реального времени получать, обрабатывать и анализировать информацию о работе торговой сети, принимать оперативные решения, повышающие эффективность сервисного обслуживания и торговых стандартов, корректировать ассортиментный портфель и оптимизировать складские запасы.