Новое кредо пресс-центра Дома прессы

Новое кредо пресс-центра Дома прессы

Помните журналистскую притчу о поземке? Уверен, что да. За много лет коллеги по творческому цеху «заточили» ее под контент своих изданий. И вот уже главный герой истории – корреспондент, который пишет о сельском хозяйстве, возведении ЛЭП, строительстве нового микрорайона… И везде – по полю с озимыми, между опорами высоковольтной линии электропередач, по рельсам башенного крана метет пресловутая поземка.

Мне эту историю в свое время рассказал известный белорусский фотокорреспондент, фронтовик Василий Иванович Аркашев. Несколько суток журналисты провели на передовой.  К моменту возвращения в редакцию в блокноте не было исписано и страницы. Немцы наседали, и потому военкоры больше держали в руках винтовку, чем карандаш. В результате фактуры почти не было, а материал готовить нужно.

Продолжение этой истории описал в своей книге «Ради единого слова» известный советский журналист Валерий Аграновский.

«Заметка была примерно такая: «В ночном бою за высоту у деревни А. рота под командованием старшего лейтенанта М. уничтожила около батальона фашистов, столько-то боевой техники и захватила в плен столько-то вражеских солдат. В сражении отличились…» и т. д. Вскоре уснувшего корреспондента разбудил редактор газеты и сказал: «Умоляю тебя, соберись с силами и быстренько сделай из информации очерк, у нас давно не было очерка!» Повертев в руках уже отпечатанный на машинке текст, молодой журналист почесал затылок, подумал, потом от руки дописал несколько слов и вновь, укрывшись шинелью, лег спать, уверенный в том, что дело сделано. Редактор потрясенно читал: «Тихо мела поземка… В бою за высоту у деревни А. рота под командованием старшего лейтенанта М. уничтожила…»  Когда корреспонденты отправлялись на задание, они спрашивали редакторов: «С „поземкой“ писать или без „поземки“?» «Репортаж!» – заказывали реакторы. «А, может, лучше „с поземкой“?» – стало быть, очерк. 

Так вот, с «поземкой» писать нельзя. Всегда было стыдно это делать, стыдно и сегодня, а если простительно, то, как говорится, только по молодости лет. К сожалению, еще не все газетчики это понимают».

Какой же вывод с точки зрения современности можно сделать из этой истории, ставшей притчей во языцех? Автору просто не хватило пресловутой фактуры. Что изменилось сегодня? По сути, ничего. Информации, с одной стороны много, а с другой, «ввинтить» забойный факт в собственный материал не всегда получается возможным. Поясню.

Новостные порталы буквально пестрят информацией. Но чтобы ее использовать на своем ресурсе или даже в материале, нужно указать источник. С одной стороны, все верно. Корпоративную этику и авторское право никто не отменял. Но не все главные редакторы на это идут. Во-первых, это, скажем так, понижает статус издания в глазах коллег и читателей. Да, информация интересная, но, согласитесь, это перепечатка. Во-вторых, белорусских журналистов отличает профессиональная гордость, мол, мы что, сами не можем найти интересный факт. И с остро отточенными перьями отправляются на творческую охоту. И находят уникального человека. Обязательно. К тому же у себя в регионе, что в личных беседах с гордостью рассказывают коллеги из районных газет. А заодно и сетуют на то, что главред постоянно требует поднимать планку уровня материалов, статусности интервьюеров, показывать жизнь и развитие региона через призму всей страны. Например, построили дома в агрогородке. Хорошая новость. А как в целом обстоят дела в республике? Какие новые тенденции и технологии используются? Два-три дома – это много или мало? Как влияет наличие жилья на привлечение молодых кадров? Почему специалисты порой отказываются ехать в некоторые хозяйства даже при условии выделения собственных коттеджей? И как это изменить?

Как видим, вопросов возникает много. Ответов на них часто не находится. Нет фактуры “высшего порядка” для использования в собственных материалах – инсайдерской информации, комментариев специалистов профильных министерств и ведомств. Остается писать «про поземку». Особенно это актуально для изданий, которые перешагнули (или собираются перешагнуть) рубеж исключительно информационного ресурса и позиционируют себя как информационно-аналитическая площадка. И здесь уже возникает необходимость не просто описывать события, а давать прогностические оценки, которые нужны как ЛПР-лицам принимающим решения, так и частному бизнесу. Особенно в регионах. Моделируем ситуацию. Открывает инвестор газету, анализирует, видит, что район стремительно развивается, и вклыдывает деньги. Тоже и с молодежью. Психология такая: раз я вижу перспективы своей малой родины, то обязательно вернусь сюда после ВУЗа.

Таким образом, фундаментальную роль СМИ в современных условиях переоценить трудно. Но как избавиться от пресловутой поземки и найти ценный фактический материал? Вывод очевиден: посещать пресс-конференции. На сайте РУП «Дом прессы» их анонсируют каждую неделю. «Хм, так это же столица. За пару сотен километров всякий раз добираться неудобно и затратно. И, в первую очередь, по времени. Опять же, информации много, все в небольшую газету поставить невозможно. Площадь экономим под местные события. Хотя согласен, использование “вкусных кусков” из заявлений спикеров в материалах моих сотрудников прибавит веса и газете, и журналисту. Вопрос, где взять такую фактуру? На блюдечке с голубой каемочкой никто их не принесет», – откровенничал знакомый главред. Фамилию специально не называю, потому что мнение, судя по общению с коллегами, типичное.

Вот мы и подумали, а почему бы нам не стать тем родником фактического материала, который будет подпитывать коллег-журналистов. Именно поэтому организовали онлайн трансляцию пресс-конференций. Более того, видеозапись (в полной версии) сами рассылаем по редакциям. И это еще не все: готовы принимать вопросы и задавать их спикерам. А также брать комментарии ньюсмейкеров по актуальной тематике, планировать пресс-мероприятия… Для чего мы это делаем? Чтобы каждый журналист в любой точке Беларуси мог использовать информацию для подготовки собственных публикаций, не выходя из редакции и даже из квартиры. Ведь когда есть богатая фактура, поземка не нужна.

Андрей Соболевский, руководитель пресс-центра Дома прессы.

Источник - mediana.by.

Опубликовано:
Просмотров:
248