Поиск креативных подходов к исследованию региональных СМИ

Поиск креативных подходов к исследованию региональных СМИ

Дигитализация информационного пространства требует новых под­ходов к социологическому исследованию информационного продукта региональных СМИ. Они разрабатываются в рамках учебного процесса на факультете журналистики Белорусского государственного универси­тета. Авторские методики социологического контент-анализа апробиро­вались, в частности, в ходе практических занятий со студентами и магистрантами по курсам «Имиджеформирующие ресурсы СМИ», «Концепция информационного общества» и др. Текстовый массив рас­ценивался как база данных, которую возможно раскодировать через цепочку ключевых (для избранной тематики) понятий. При таком подходе автор получает не только количественные, но и качественные результаты анализа. Информационная система вступает в своего рода диалог с исследователем информационного продукта, не просто выдавая числовое выражение информационного контента, а расширяя его смысловое содержание.

Исследование медиаконтента трех районных газет – «Маладзечан­ская газета», «Шахтёр» (Солигорск), «Светлагорскія навіны» – производился через структурный строй понятия «коммуникация» в цепочке «что говорит; кто говорит; кому; с каким эффектом».

Анализ показал высокий уровень участия читателей в производстве информационного продукта. Так, в солигорском «Шахцёры» процентное соотношение материалов, подготовленных журналистами и жите­лями г.Солигорска и района, составило соответственно 59 % и 41 %.

В числе авторского актива были: представители администрации – 17 %, рабочие – 23 %, интеллигенция – 23 %, школьники и студенты – 8 %, пенсионеры – 2 %, предприниматели – 15 %, работники сферы об­служивания – 10 %.

В каждом из исследованных изданий: от 30 % (в газете «Шахцёр») до 60 % (в «Маладзечанскай газеце») занимала социальная тематика. Это еще раз проявляет социальные смыслы инновационного развития на­шей страны. Полученные результаты ана­лиза СМИ отражают понимание региональными печатными изданиями поставленной задачи.

При этом журналисты избегают парадного стиля и не обходят острых углов. Проблемный характер выступлений был присущим 43 % проанализированных публикаций газеты «Шахцёр», 38,9 % публи­каций газеты «Светлагорскiя навiны». «Маладзечанская газета» предпочла нейтральную аргументацию (9,9 %).

Интерактивность региональных газет, их поиск в читателе своего собеседника проявилась в жанровом многообразии и подборе рубрик. В данном отношении показательна газета «Светлагорскiя навiны», на страницах которой интерактивные жанры занимали более 30 % информационного массива (Рис. 1).

11.05.2020 1

Рис. 1. Диаграмма жанров публикаций в газете «Светлагорскiя навiны»

Проведенное исследование позволило артикулировать ранжирова­ние публикаций по жанрам в их многообразии: заметка – 70 %,  обозрение – 6 %, дискуссия – 5 %, интервью – 4 %, обращение и комментарий – по 3 %, опрос – 2 %, письмо в редакцию – 1 %.

В газете «Шахцёр» традиционными жанрами являлись круглые столы и интервью, которым было отведено соответственно – 21 % и 17 % газетной площади. К инновационным жанрам можно отнести: опрос – 15 %; дискуссию – 12 %; обращение – 5 %. Все более востребованной рубрикой стала «онлайн-конференция».

Как отмечали в своих рефератах участники социологического иссле­дования, эффект интерактивного общения газеты со своей аудиторией проявляется в читательских подсказках журналистам новой интерес­ной проблематики. В этом случае востребованный материал может послу­жить началом цикла публикаций или даже постоянной рубрики газеты.

Так осуществляется структуризация потока креативного контента от производителей к его потребителю, завершаясь соучастием самого по­требителя в создании креативного информационного товара.

 Е.В.Баранова, БГУ 

Информация подготовлена по материалам Республиканской научно-практической конференции «Региональные СМИ Республики Беларусь в цифровую эпоху: от локальной проблематики к информационной безопасности страны»

Источник - mediana.by.

Опубликовано:
Просмотров:
466