Поиск креативных подходов к исследованию региональных СМИ
Дигитализация информационного пространства требует новых подходов к социологическому исследованию информационного продукта региональных СМИ. Они разрабатываются в рамках учебного процесса на факультете журналистики Белорусского государственного университета. Авторские методики социологического контент-анализа апробировались, в частности, в ходе практических занятий со студентами и магистрантами по курсам «Имиджеформирующие ресурсы СМИ», «Концепция информационного общества» и др. Текстовый массив расценивался как база данных, которую возможно раскодировать через цепочку ключевых (для избранной тематики) понятий. При таком подходе автор получает не только количественные, но и качественные результаты анализа. Информационная система вступает в своего рода диалог с исследователем информационного продукта, не просто выдавая числовое выражение информационного контента, а расширяя его смысловое содержание.
Исследование медиаконтента трех районных газет – «Маладзечанская газета», «Шахтёр» (Солигорск), «Светлагорскія навіны» – производился через структурный строй понятия «коммуникация» в цепочке «что говорит; кто говорит; кому; с каким эффектом».
Анализ показал высокий уровень участия читателей в производстве информационного продукта. Так, в солигорском «Шахцёры» процентное соотношение материалов, подготовленных журналистами и жителями г.Солигорска и района, составило соответственно 59 % и 41 %.
В числе авторского актива были: представители администрации – 17 %, рабочие – 23 %, интеллигенция – 23 %, школьники и студенты – 8 %, пенсионеры – 2 %, предприниматели – 15 %, работники сферы обслуживания – 10 %.
В каждом из исследованных изданий: от 30 % (в газете «Шахцёр») до 60 % (в «Маладзечанскай газеце») занимала социальная тематика. Это еще раз проявляет социальные смыслы инновационного развития нашей страны. Полученные результаты анализа СМИ отражают понимание региональными печатными изданиями поставленной задачи.
При этом журналисты избегают парадного стиля и не обходят острых углов. Проблемный характер выступлений был присущим 43 % проанализированных публикаций газеты «Шахцёр», 38,9 % публикаций газеты «Светлагорскiя навiны». «Маладзечанская газета» предпочла нейтральную аргументацию (9,9 %).
Интерактивность региональных газет, их поиск в читателе своего собеседника проявилась в жанровом многообразии и подборе рубрик. В данном отношении показательна газета «Светлагорскiя навiны», на страницах которой интерактивные жанры занимали более 30 % информационного массива (Рис. 1).
Рис. 1. Диаграмма жанров публикаций в газете «Светлагорскiя навiны»
Проведенное исследование позволило артикулировать ранжирование публикаций по жанрам в их многообразии: заметка – 70 %, обозрение – 6 %, дискуссия – 5 %, интервью – 4 %, обращение и комментарий – по 3 %, опрос – 2 %, письмо в редакцию – 1 %.
В газете «Шахцёр» традиционными жанрами являлись круглые столы и интервью, которым было отведено соответственно – 21 % и 17 % газетной площади. К инновационным жанрам можно отнести: опрос – 15 %; дискуссию – 12 %; обращение – 5 %. Все более востребованной рубрикой стала «онлайн-конференция».
Как отмечали в своих рефератах участники социологического исследования, эффект интерактивного общения газеты со своей аудиторией проявляется в читательских подсказках журналистам новой интересной проблематики. В этом случае востребованный материал может послужить началом цикла публикаций или даже постоянной рубрики газеты.
Так осуществляется структуризация потока креативного контента от производителей к его потребителю, завершаясь соучастием самого потребителя в создании креативного информационного товара.
Е.В.Баранова, БГУ
Информация подготовлена по материалам Республиканской научно-практической конференции «Региональные СМИ Республики Беларусь в цифровую эпоху: от локальной проблематики к информационной безопасности страны»
Источник - mediana.by.