Проза «Нёмана». Адда Дьёруп

Проза «Нёмана». Адда Дьёруп

Адда Дьёруп родилась в г.Орхус (Дания) 18 августа 1972 г. Уже в детстве ее увлек манящий мир. Эталоном для девочки послужила Пеппи Длинныйчулок. Как и кумир, Адда сделала необычный выбор после исключения ее из гимназии, она предпочла учебе работу помощницей по дому. Проработав несколько лет, Адда продолжила обучение, но в другой гимназии. Со временем, в университете Копенгагена писательница получила степень бакалавра по литературе. После университета Адда работала в издательстве, преподавателем датского языка для взрослых и приглашенным лектором в Школе Писателей в Копенгагене.

В 2005 г. она дебютировала со сборником стихотворений «Монологи монсеньора», двумя годами позже последовал сборник рассказов «Если бы вы начали задавать себе вопросы». В 2009 г. увидел свет роман «Малейшее сопротивление», в 2011 г. — сборник стихотворений «17 открыток» и в 2015 г. — сборник рассказов «Поэзия и разные формы упрямства». По признанию самой А.Дьёруп, вдохновение она черпает в произведениях Х.Л.Борхеса, Э.Хемингуэя и К.Рифбьерга. В 2010 г. Адда Дьёруп получила Литературный Приз Европейского Союза за роман «Малейшее сопротивление». Писательница училась три года в Мадриде, путешествовала по Испании и жила в Фиренце, где происходит действие многих рассказов. Сейчас вместе с дочерью она осела в Копенгагене.

Рассказы, представленные читателям «Нёмана» взяты из сборника «Если бы вы начали задавать себе вопросы» (2007 г.), куда вошли 16 произведений, повествующих о странных ситуациях, редких моментах и забавных встречах. Все рассказы абсолютно разные, но, по мнению автора, объединяет их одно: они ставят под вопрос фантастическую реальность. География обширна. Мы оказываемся в летнем домике в Швеции, переносимся в Копенгаген — а вот мы уже в Италии. Мгновения, люди, жизни проносятся перед нами словно в фильме с ускоренной сменой кадров. Может, поэтому проглотить сборник залпом, за один присест, практически невозможно. Иногда проглотив один рассказ дальше читать не хочется, но не потому, что неинтересно, а потому что тянет о нем подумать, проанализировать эмоции и мысли, которые он всколыхнул. Иногда на это уходит не один день. Порой хочется о произведении забыть и не думать, но картинка возвращается вновь и вновь, пока не придешь к определенным для себя выводам.

Одна обложка книги чего стоит! Женщина с фальшивой бородой! Кто она? Зачем борода? Разве совместимы женщина и борода? Поневоле начинаешь задавать себе вопросы, что и предлагает название самого сборника «Если бы вы начали задавать себе вопросы»…

Основные темы рассказов: психология, аллегория, детство и метафизика. Автор будто берет лупу и начинает рассматривать восприятие действительности в увеличенном размере. Хотя правильней сказать, что не действительность, а скорее ее восприятие. Ведь восприятие индивидом реальности — субъективно. Перед нами мир, в котором далеко не все имеет масштаб 1:1, а за красивым цветком может прятаться ядовитое растение.

Адда Дьёруп создает атмосферу неопределенной двоякости. Иногда кажется, что автор нас обманывает, или с главным героем что-то не так? Они находятся в одинаковой действительности, но воспринимают ее по-разному или проживают жизни, отдельные друг от друга? Вдруг понимаешь, что речь идет о параллельных действительностях, параллельных мирах, где каждый сам по себе? Или они встречаются всего лишь на каком-то этапе? Вопросы, бесконечные вопросы. В результате читатель сам решает, как толковать ее прозу. Ведь ответы на поставленные вопросы сидят глубоко в нас самих.

«Нёман» предлагает три рассказа Адды Дьёруп: «Письма А.», «Не сейчас, а теперь» и «Нужно увидеть привидение, чтобы в него поверить».

В «Письмах А.» мы встречаемся с семьей, а именно с братьями и сестрами, которые случайно нашли переписку умершей матери с неким А. По ходу чтения писем мир братьев и сестер переворачивается с ног на голову несколько раз. Эффект разорвавшейся бомбы. Смогут ли они сейчас жить, как раньше? Знали ли они свою мать? А себя? Друг друга? Вся ли жизнь матери была доступна детям?

В рассказе «Не сейчас, а теперь» мы с девочкой Лоло и ее двоюродными братьями едем на каникулы на пустынный хутор в Швеции, где основными развлечениями являются гадюки и старые граммофонные пластинки. Нас очаровывает естественная красота природы, мы вдыхаем пьянящий аромат свежей травы и пытаемся вместе с Лоло выяснить, что такое любовь и ненависть. А может, это просто влюбленность и эгоизм, принимающий обличье гадюки? Не исключено, что и не гадюки вовсе, а безобидной змейки…

Рассказ «Нужно увидеть привидение, чтобы в него поверить» предлагает совершить с главными героями путешествие в Италию. Недавно овдовевший Дядя Отто с племянником путешествуют в Фиренце, где Дядя ежегодно встречает умершую в молодости возлюбленную. Его слова стали названием рассказа: «Нужно увидеть привидение, чтобы в него поверить». Дядя Отто — отличный пример тому, как в одном человеке уживаются два полярных восприятия действительности. С одной стороны, он видит привидение, с другой — он настолько рационален, что его рациональность граничит с неимоверным занудством. В человеке сосуществуют два восприятия, которые теоретически исключают друг друга. Находит ли герой произведения логичное объяснение происходящему? Принимает он себя таким или нет?

По природе человек многолик и многогранен, и до конца его сущность не изучена. Мы воспринимаем мир не в одной, и даже не в двух параллелях, а гораздо в больших измерениях. Для этого всего лишь нужно начать исследовать себя, задавая разные вопросы. Много вопросов. И тогда реальность заиграет новыми и неповторимыми красками.

Информация подготовлена по материалам sozvuchie.by.

Опубликовано:
Просмотров:
638