С 1 января 2015 года вступает в силу Закон Республики Беларусь ”О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь ”О средствах массовой информации“.

С 1 января 2015 года вступает в силу Закон Республики Беларусь ”О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь ”О средствах массовой информации“.

Принципиальной и основной новацией Закона является распространение его действия на информационные ресурсы (их составные части), размещенные в глобальной компьютерной сети Интернет, посредством которых осуществляется распространение продукции средства массовой информации.

При этом следует отметить, что никаких разрешительных процедур, в том числе государственной регистрации для этих ресурсов не требуется. Вместе с тем, новый Закон наделил Интернет-ресурсы правами и обязанностями средств массовой информации.

Владельцы информационных ресурсов (их составных частей)  обязаны не допускать использования их ресурсов для распространения информации, содержание которой противоречит требованиям Закона (пункт 3 статьи 38). 

Законодателем закреплен порядок опровержения информации в Интернете. Статья 43 дополнена пунктом 5, в соответствии с которым опровержение информации, распространенной в глобальной компьютерной сети Интернет, осуществляется на том же информационном ресурсе, посредством которого была распространена опровергаемая информация, не позднее дня, следующего за днем поступления требования об опровержении. При этом опровергаемые информационное сообщение и (или) материал подлежат удалению. 

В соответствии со статьей 49 владельцу информационного ресурса, размещенного в глобальной компьютерной сети Интернет, Министерством информации могут быть вынесены письменные предупреждения. Основания для их вынесения аналогичны предусмотренным для редакций СМИ

Законом предусмотрено ограничение доступа к продукции средств массовой информации, распространяемой посредством информационного ресурса (его составной части), размещенного в глобальной компьютерной сети Интернет (статья 511). 

Такое ограничение вводится по решению Министерства информации в случае:
  • вынесения владельцу информационного ресурса (его составной части), размещенного в глобальной компьютерной сети Интернет, в течение года двух и более письменных предупреждений;
  • распространения посредством информационного ресурса (его составной части), размещенного в глобальной компьютерной сети Интернет, информационных сообщений и (или) материалов, запрещенных или ограниченных к распространению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, а также вступившими в законную силу решениями суда;
  • невыполнения владельцем информационного ресурса (его составной части), размещенного в глобальной компьютерной сети Интернет, законного требования государственного органа об устранении нарушений законодательства Республики Беларусь о средствах массовой информации. 

Решение Мининформа будет являться обязательным для исполнения всеми поставщиками интернет-услуг на территории Республики Беларусь

Порядок ограничения доступа устанавливается специально уполномоченным государственным органом в сфере безопасности использования национального сегмента сети Интернет совместно с Министерством связи и информатизации Республики Беларусь.

В целях обеспечения национальной безопасности в информационной сфере пункт 1.3 статьи 38 Закона (”Информация, распространение которой в средствах массовой информации запрещено“) изложен в новой редакции, которая предусматривает запрет на распространение в СМИ информации, направленной на пропаганду войны, экстремистской деятельности или содержащей призывы к такой деятельности, порнографии, насилия и жестокости, а также другой информации, распространение которой способно нанести вред национальным интересам Республики Беларусь.

Предусматривается ограничение иностранного влияния на формирование национального информационного пространства

Эта норма реализуется посредством запрета на возложение функций редакции средства массовой информации на юридическое лицо, акциями, долей (долями) в уставном фонде которой в размере 20 и более процентов владеют иностранное государство, иностранное и (или) международное юридическое лицо, иностранный гражданин, лицо без гражданства, а также аннулирование регистрации по этой же причине. 

Следует отметить, что аналогичные ограничения предусмотрены в законодательстве государств-участников Договора о создании Евразийского экономического союза, – Российской Федерацией и Казахстаном

Законом предусмотрено ведение Государственного реестра распространителей продукции печатных средств массовой информации и Государственного реестра распространителей продукции телевизионных и радиовещательных средств массовой информации соответственно (пункт 6 статьи 17). 

Включения в реестры не требуется юридическим лицам, на которые возложены функции редакций средств массовой информации, при распространении выпускаемых ими СМИ.

Распространителям продукции СМИ могут выноситься письменные предупреждения (пункт 21 статьи 49). 

Такими основаниями являются: распространение продукции средства массовой информации до его государственной регистрации; распространение продукции СМИ без договора с правообладателем; изменение формы или содержания продукции иностранного СМИ, распространяемой на территории Республики Беларусь без изменения ее формы или содержания; нарушения требований к распространению продукции средства массовой информации эротического характера; невыполнения распространителем законного требования государственного органа об устранении нарушений законодательства Республики Беларусь о СМИ. 

Кроме того, распространителям телевизионных и радиовещательных средств массовой информации могут выноситься предупреждения распространение продукции этих СМИ до получения ими специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в области вещания, неуведомления распространителем Мининформа не позднее двух рабочих дней до начала (прекращения) распространения радио- и телепрограммы.

В случае распространения материалов, запрещенных в соответствии с законодательными актами, вынесения распространителю в течение года двух и более письменных предупреждений, распространения иностранных СМИ без разрешения, предусматривается исключение распространителей из Государственных реестров

Деятельность распространителей без включения в государственные реестры является незаконной

Ведение Государственных реестров будет осуществляться Министерством информации с размещением в открытом доступе на официальном сайте Мининформа.

Впервые на законодательном уровне закрепляется понятие обязательного общедоступного пакета телепрограмм, а также обязанность его доведения до граждан Республики Беларусь (статья 261 Закона). 

Это является важной социальной гарантией государства по обеспечению населения информацией

Полномочия по утверждению перечня, порядка и последовательности (очередности) распространения телепрограмм, входящих в обязательный общедоступный пакет, делегированы Совету Министров Республики Беларусь.

Изменения в Закон не коснутся правоотношений, возникших до его вступления в силу

Распространители продукции средств массовой информации, которые на день вступления в силу Закона осуществляют свою деятельность, обязаны до 1 июля 2015 года направить в республиканский орган государственного управления в сфере массовой информации сведения, необходимые для включения их в Государственные реестры распространителей продукции печатных, телевизионных и радиовещательных средств массовой информации. 

Правительству Республики Беларусь поручено в шестимесячный срок привести все необходимые нормативные правовые акты в соответствие с данным законом.

Изменения и дополнения в законодательство о СМИ призваны обеспечить защиту общественных и государственных интересов в информационной сфере.
Опубликовано:
Просмотров:
7 252